Итоговый тест с ответами по теме “Врач и смерть пациента: экзистенциальные переживания врача”
Тема смерти пациента во время медицинского сопровождения является одной из наиболее проблемных с учетом разных дискурсов. С одной стороны, для работника помогающей профессии потеря пациента является стрессовой, кризисной ситуацией, вследствие несовместимости физического состояния с продолжением существования и осознания невозможности спасти человека. В многочисленных публикациях врачи делятся опытом реагирования на смерть пациента и говорят об особой степени собственной ответственности – «виновности» в смерти пациента. С другой, стороны, в современной юридической практике, как в России, так и за рубежом, остро стоит вопрос о вине врача в гибели больного (по неосторожности или вследствие ошибочных профессиональных действий), и это становится причиной социальной стигматизации образа медицинского работника. Образ врача, причастного к трагедии, оказывает негативное влияние на медика при выполнении профессионального долга и является одной из причин профессиональной деформации личности. Медицинская деятельность, несмотря на работу с биологическими показателями существования организма, наделена высокой нравственной идеей сохранности как здоровья отдельного человека, так и общества в целом. Вместе с тем, медицинские работники выполняют массу функциональных обязанностей (консультации, заполнение документации), которые «стирают» в повседневной рутине благородное предназначение врача. Как следствие, врачи сами оказываются в ситуации, когда им необходима помощь в рамках психологического сопровождения. В психологической науке разъяснены и описаны такие явления, как экзистенциальный кризис, горевание, стресс, переживание потери. Ознакомление практикующих врачей с природой происходящих с ними состояний имеет целью повышение уровня их защищенности в психотравмирующих ситуациях взаимодействия. Особое значение имеет отработка навыков самопрофилактики профессионального выгорания, когда нет возможности обратиться к специалисту за психологической поддержкой. Разработанный образовательный модуль представляет обучающимся как теоретические основы формирования представлений о выстраивании адекватных отношений к потере пациента, так и практические рекомендации и упражнения по самопомощи в состояниях переживания потери и кризиса в сфере профессиональной медицинской деятельности.
1. К какой форме переживания смерти врачом относится смерть пациента на столе хирурга:
1) воображаемая;
2) реальная; +
3) фантомная;
4) потенциальная.
2. Уровень профилактики и коррекции профессиональной деформации личности, для которого характерны занятия спортом, снятие мышечного напряжения, головной боли, называется
1) эмоциональный;
2) поведенческий;
3) социальный;
4) телесный. +
3. К рекомендациям по самопомощи в процессе переживания потери и кризиса относятся
1) не общайтесь с коллегами;
2) осознание своих личностных границ, включающих все сферы жизни (в т.ч. и профессиональную); +
3) анализ собственного отношения к проблеме здоровья и болезни, принятие этих аспектов как вполне естественных; +
4) осознание собственного эмоционального состояния «здесь и теперь», анализ своего поведения и планирование будущего. +
4. Уровень профилактики и коррекции профессиональной деформации личности, для которого характерны устранение стереотипов профессиональной деятельности, освоение новых форм поведения на работе, называется
1) социальный;
2) эмоциональный;
3) телесный;
4) поведенческий. +
5. Фаза кризиса, для которой характерно разрешение конфликта, называется
1) критическая;
2) посткритическая; +
3) противоречивая;
4) предкритическая.
6. Уровень профилактики и коррекции профессиональной деформации личности, для которого характерны переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, называется
1) телесный;
2) рациональный; +
3) эмоциональный;
4) поведенческий.
7. Уровень профилактики и коррекции профессиональной деформации личности, для которого характерны снижение уровня беспокойства, подавленности и апатии, называется
1) поведенческий;
2) эмоциональный; +
3) социальный;
4) телесный.
8. Укажите количество фаз кризисного состояния
1) 4;
2) 2;
3) 3; +
4) 5.
9. К факторам, усиливающим скорбь и задерживающим процесс горевания относятся:
1) сокрытие факта, обстоятельств, причин; +
2) невозможность попрощаться (непохороненные мертвецы); +
3) невыполненные обещания; +
4) смерть пожилого человека.
10. Кризис смысло-жизненных переживаний и человеческого существования называется
1) профессиональный;
2) экзистенциальный; +
3) жизненный;
4) возрастной.
11. К первичным реакциям на травматическую ситуацию в форме массовых психических явлений относятся:
1) отрицание достоверности информации;
2) головная боль, тошнота;
3) заражение, подражание; +
4) паника, слухи. +
12. К признакам потери (преодоление отрицания) относятся
1) отрицание проблем;
2) отрицание значимости потери; +
3) отрицание необратимости; +
4) отрицание потери. +
13. К чертам профессиональной деформации относятся:
1) профессиональный цинизм; +
2) интерес к новому, обучение;
3) гнет профессиональных обязанностей и навыков; +
4) поиск людей, нуждающихся в медицинской помощи. +
14. Выделяют следующие виды горя:
1) патологическое; +
2) нормальное; +
3) адекватное;
4) деструктивное.
15. Какое количество уровней комплексной профилактики и коррекции профессиональной деформации врача принято выделять?
1) 3;
2) 6;
3) 5;
4) 4. +
16. Фаза кризиса, на которой осознается неудовлетворенность, усиливается напряженность и противоречия, приводящие к конфликту, называется
1) противоречивая;
2) критическая; +
3) предкритическая;
4) посткритическая.
17. К способам преодоления кризиса, относятся:
1) интерес к новому, обучение; +
2) обращение за помощью; +
3) оценочность суждений;
4) соблюдение меры в повседневной бытовой и профессиональной жизни. +
18. К уровням комплексной профилактики и коррекции профессиональной деформации врача относятся
1) телесный; +
2) поведенческий; +
3) социальный;
4) эмоциональный. +
19. К формам, в которых врач переживает тему смерти, относятся
1) потенциальная; +
2) воображаемая;
3) реальная; +
4) фантомная. +
20. К первичным реакциям на травматическую ситуацию в когнитивной сфере относятся:
1) страхи, обида;
2) недоверие к источнику информации; +
3) отрицание достоверности информации; +
4) головная боль, тошнота.
21. К субъективным факторам, определяющим реакцию врача на смерть пациента, относятся
1) качество отношений с пациентом;
2) доступность социальных и семейных ресурсов поддержки;
3) сформированность и использование механизмов защиты; +
4) индивидуально-личностные особенности. +
22. К стадиям динамики горя по Ф.Е. Василюку относятся
1) остаточные толчки и реорганизация; +
2) поиск; +
3) принятие ситуации;
4) острое горе. +