Тест НМО с ответами по теме “Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших”



Представляем Вашему вниманию тест портала НМО (непрерывного медицинского образования) по теме «Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших» (2 ЗЕТ) с ответами по алфавиту. Данный тест с ответами по теме «Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших» (2 ЗЕТ) позволит Вам успешно подготовиться к итоговой аттестации по направлению «Судебно-психиатрическая экспертиза».


В зависимости от сформированности психических процессов и функций, интеллекта, мотивации, личности потерпевшего, способность давать показания по делу разделяют на способность отражать внешнюю и внутреннюю сторону событий. К основным факторам, определяющим способность потерпевшего давать показания относятся возрастной, личностный, ситуационный и дизонтогенетический факторы. Процессуальный статус потерпевшего регламентирован статьей 42 УПК РФ.

1. Алгоритм экспертного исследования при освидетельствовании несовершеннолетних потерпевших состоит из



1) исследования возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей;
2) синдромологической квалификации психического расстройства и особенностей психосексуального развития потерпевших, формулировки общего вывода и решения экспертных вопросов;
3) судебно–психиатрического исследования, оценки возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей и интегративной оценки уголовно-релевантных способностей потерпевших с формулировкой общего вывода и решения экспертных вопросов; +
4) судебно–психиатрического исследования, синдромологической квалификации психического расстройства.

2. В зависимости от сформированности психических процессов и функций, интеллекта, мотивации, личности потерпевшего, способность давать показания по делу разделяют на

1) способность отражать внешнюю и внутреннюю сторону событий; +
2) способность отражать внешнюю сторону событий;
3) способность отражать внутреннюю сторону событий;
4) способность отражать фактическую сторону событий.

3. В компетенцию судебно-психиатрического эксперта при производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы потерпевших входит



1) возраст потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнения;
2) выявление, диагностика, клинико-динамическая квалификация психических расстройств, согласно современной классификации болезней (МКБ-10), оценка психопатологических особенностей потерпевших на различных этапах юридически значимой ситуации; +
3) оценка возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей потерпевших, анализ эмоционального состояния;
4) психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.



4. В компетенцию эксперта-психолога при производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы потерпевших входит

1) задержка психического развития в связи с биологическими причинами;
2) определение у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством;
3) оценка возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей потерпевших, анализ эмоционального состояния, их регулятивное влияние в интересующий судебно-следственные органы период; +
4) умственная отсталость в форме олигофрении.

5. В ходе производства КСППЭ обнаружилось, что следователем не предоставлена медицинская документация потерпевшего, в которой содержатся сведения, относящиеся к предмету данной экспертизы, эксперты вправе

1) запросить медицинскую документацию, но только с разрешения следователя;
2) запросить медицинскую документацию, но только через руководителя своего учреждения;
3) лишь обратиться к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о предоставлении требуемых им для исследования документов; +
4) самостоятельно запросить медицинскую документацию, отразив это обстоятельство в своем заключении.

6. Допрос эксперта может

1) проводиться как до, так и после производства экспертизы и касаться любых вопросов, которые, по мнению, назначившего экспертизу субъекта, имеют значение для дела;
2) проводиться как до, так и после производства экспертизы, но ограничивается лишь теми вопросами, которые относятся к предмету данной экспертизы;
3) проводиться только после представления экспертами своего заключения и ограничивается только теми вопросами, которые относятся к предмету данной экспертизы; +
4) проводиться только после производства экспертизы, но при этом касаться любых вопросов, имеющих значение для дела.

7. К компетенции эксперта-сексолога при производстве комплексной судебной психолого-сексолого-психиатрической экспертизы потерпевших относится

1) выявление расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
2) выявление сексуальных расстройств;
3) оценка этапа психосексуального развития, определение уровня информированности в вопросах взаимоотношения полов и восприятие ими специфической направленности деликта, выявление особенностей при дизонтогенетическом развитии, сексуальных расстройств, возникших в результате сексуального насилия; +
4) соответствие биологическому возрасту.

8. К основным факторам, определяющим способность потерпевшего давать показания относятся

1) возрастной, личностный, ситуационный и дизонтогенетический; +
2) возрастной, ситуационный, личностный;
3) дизонтогенетический, ситуационный;
4) личностный, ситуационный.

9. К предмету какого вида экспертизы относится определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, при наличии у него психических расстройств?

1) как судебно-медицинской, так и судебно-психиатрической, экспертиза должна быть комплексной – судебно-медицинская экспертиза проводится комиссией экспертов с участием врача-психиатра; +
2) судебно-медицинской экспертизы;
3) судебно-психиатрической экспертизы;
4) судебно-психологической экспертизы.

10. К уголовно-релевантным способностям свидетеля относится

1) способность осознавать фактический характер своих действий и руководить ими;
2) способность понимать характер и значение совершаемых действий и оказывать сопротивление;
3) способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать показания; +
4) уголовно-процессуальная дееспособность. +

11. Какими правами обладает лицо, присутствующее при производстве КСППЭ потерпевших, и какие ограничения на него накладываются?

1) вправе задавать новые вопросы, подлежащие экспертному разрешению (т.е., вопросы, которые отсутствуют в постановлении или определении о назначении экспертизы, и расширяют границы экспертного задания);
2) вправе предоставлять экспертам новые объекты и материалы для исследований (объекты и материалы, которые не были предоставлены экспертам субъектом, назначившим экспертизу);
3) вправе требовать от экспертов исключить из числа исследуемых отдельные объекты и материалы;
4) не вправе вмешиваться в ход исследований, но может давать пояснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету экспертизы; не вправе присутствовать на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, а также при составлении экспертного заключения; не вправе присутствовать при проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица противоположного пола. +

12. Какой статьей УПК РФ регламентирован процессуальный статус потерпевшего?

1) статья 196 УПК РФ;
2) статья 42 УПК РФ; +
3) статья 57 УПК РФ;
4) статья 58 УПК РФ.

13. Какой статьей УПК РФ регламентировано назначение экспертизы потерпевшим?

1) статья 196 УПК РФ; +
2) статья 42 УПК РФ;
3) статья 57 УПК РФ;
4) статья 58 УПК РФ.

14. Констатация беспомощного состояния относится к компетенции

1) суда; +
2) судебно-психиатрического эксперта;
3) эксперта-психолога;
4) эксперта-сексолога.

15. Может ли врач-психиатр быть судебным экспертом в отношении потерпевшего лица, которому он ранее (до производства данной судебно-психиатрической экспертизы) оказывал психиатрическую помощь?

1) может без каких-либо ограничений;
2) может, если при этом врач считает, что его участие в производстве судебной экспертизы не повредит законным интересам его бывшего пациента;
3) может, но только с письменного согласия самого пациента;
4) не может ни при очных, ни при заочных экспертизах. +

16. На каком основании проводится экспертиза несовершеннолетнего потерпевшего?

1) запроса адвоката обвиняемого;
2) запроса адвоката потерпевшего;
3) запроса законного представителя обвиняемого;
4) постановления следователя. +

17. На способность детей и подростков давать показания могут существенно влиять такие индивидуально-психологические особенности как

1) внушаемость и склонность к фантазированию; +
2) импульсивность;
3) раздражительность;
4) ранимость.

18. Назовите обстоятельства, позволяющие исключить какую-либо (прямую, косвенную) причинно-следственную связь между психотравмой и психическим расстройством

1) отражение в клинической картине психического расстройства (в случае психогенного обострения основного расстройства) только неспецифического психогенно травмирующего фактора;
2) установление непсихогенного психического расстройства и не претерпевшего какой-либо динамики на всех этапах юридически значимой ситуации; +
3) установление психогенного психического расстройства;
4) установление хронического психического расстройства эндогенной структуры. +

19. Назовите типы ограничения или утраты актуальной возможности реализации потенциальной способности в конкретной ситуации несовершеннолетних потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий

1) интоксикационный (вследствие состояния опьянения и интоксикации при приеме различных средств);
2) психогенный (в результате психотравмирующего воздействия сексуального насилия и острых аффективно-шоковых или субшоковых реакций);
3) психогенный, травматический, интоксикационный; +
4) травматический (при получении ЧМТ с нарушением сознания).

20. Назовите характер причинно-следственной связи между психотравмой и психическим расстройством

1) косвенная причинно-следственная связь; +
2) промежуточная причинно-следственная связь;
3) прямая причинно-следственная связь; +
4) слабая причинно-следственная связь.



21. Определение возможности потерпевшего давать показания включает

1) исследование актуальной (в различных юридически значимых ситуациях) возможности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания;
2) исследование возможности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела при производстве КСППЭ;
3) исследование потенциальной способности и актуальной (в различных юридически значимых ситуациях) возможности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания; +
4) исследование потенциальной способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания.

22. Определение достоверности показаний потерпевших относится к компетенции

1) адвоката потерпевшего;
2) суда; +
3) судебно-психиатрических экспертов;
4) эксперта-психолога.

23. Под «малолетними» в уголовно-правовой науке принято считать лиц

1) не достигших 10 лет;
2) не достигших 12 лет;
3) не достигших 14 лет; +
4) не достигших 15 лет.

24. Под внешней стороной способности потерпевшего давать показания понимают

1) восприятие и интерпретацию событий, понимание их характера и нюансов, в том числе и сексуальных;
2) восприятие на уровне чувственного отражения, т.е. предметов, их сочетаний, объектов, действий окружающих и своих собственных, а также их последовательности; +
3) восприятие объективного (культурно-социального) значения происходящего события и его оценивание в момент происшествия;
4) восприятие содержательной стороны событий с пониманием значения происходящего.

25. Под внутренней стороной способности потерпевшего давать показания понимают

1) восприятие и перечисление действий преступника;
2) восприятие на уровне чувственного отражения, т.е. предметов, их сочетаний, объектов, действий окружающих и своих собственных, а также их последовательности;
3) восприятие содержательной стороны событий с интерпретацией, пониманием их характера и нюансов, в том числе и сексуальных , т.е. способность понимать сущность события «во всей его целостности»; +
4) восприятие только «образа преступника».

26. Потенциальная (принципиальная) способность несовершеннолетних потерпевших понимать характер и значение сексуальных действий формируется в процессе онтогенеза и зависит от

1) сте­пени выраженности психических расстройств в зависимости от их нозологической принадлежности;
2) этапа психосексуального развития;
3) этапа психосексуального развития и сте­пени выраженности психических расстройств в зависимости от их нозологической принадлежности;
4) этапа психосексуального развития и сте­пени выраженности психических расстройств независимо от их нозологической принадлежности. +

27. При допросе подростка в возрасте до 16 лет

1) вправе участвовать законный представитель; +
2) законный представитель и педагог участвуют по усмотрению суда;
3) обязательно участвует педагог или психолог; +
4) педагог или психолог участвуют по усмотрению суда.

28. При проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы потерпевших следствие и суд, выясняют несколько обстоятельств

1) беспомощное состояние; +
2) способность давать показания; +

3) способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий в интересующий следствие период;
4) способность понимать значение своих действий и руководить ими в интересующий следствие период.

29. При производстве КСППЭ потерпевших психическое состояние подэкспертного соотносят со следующими уголовно-релевантными ситуациями

1) криминальная;
2) посткриминальная и судебно-следственная;
3) предкриминальная и криминальная;
4) предкриминальная, криминальная, посткриминальная, следственная, судебная. +

30. При установлении актуальной возможности реализации потенциальной способности в конкретной ситуации несовершеннолетних потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий ведущее значение приобретает

1) личностная незрелость;
2) ситуационный фактор; +
3) степень выраженности психического расстройства;
4) этап психосексуального развития.

31. Причиной «беспомощного состояния» потерпевшего может быть

1) наличие психических, соматических расстройств, непатологических индивидуально-психологических особенностей, малолетний возраст; +
2) только наличие психических и соматических расстройств;
3) только наличие психических расстройств;
4) только наличие психических расстройств и малолетний возраст.

32. Прямая причинно-следственная связь между психотравмой и психическим расстройством может устанавливаться при

1) квалификации психического расстройства непсихогенного генеза;
2) квалификации психического расстройства психогенного генеза, в содержании психопатологических переживаний которого не отражается специфическая психотравма;
3) квалификации психического расстройства психогенного генеза, в содержании психопатологических переживаний которого отражается специфическая психотравма; +
4) квалификация психического расстройства эндогенного генеза.

33. СПЭ по определению «беспомощного состояния» потерпевшего может быть назначена, если возникнут сомнения в

1) способности давать показания;
2) способности оказывать сопротивление правонарушителю;
3) способности понимать характер и значение совершаемых с ними действий;
4) способности понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление правонарушителю. +

34. Согласно примечанию к ст. 131 УК РФ лицо находится в беспомощном состоянии, т.е. не может понимать характер и значение совершаемых с ними действий, если оно не достигло возраста

1) 10 лет;
2) 12 лет; +
3) 14 лет;
4) 16 лет.

35. Согласно ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить

1) возраст потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнения; +
2) психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление правонарушителю;
3) психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; +
4) психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.

36. Способность психически здорового потерпевшего давать показания по делу предполагает

1) адекватное восприятие событий;
2) адекватное восприятие событий, их запоминание, интеллектуальную переработку и воспроизведение; +
3) запоминание событий и их воспроизведение;
4) запоминание событий и их интеллектуальную переработку и воспроизведение.

37. Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении свидетеля назначается, если необходимо установить

1) возраст свидетеля;
2) психическое и физическое состояние, когда возникают сомнения в его способности понимать характер и значение совершаемых действий и оказывать сопротивление;
3) психическое и физическое состояние, когда возникают сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать показания; +
4) характер и степень вреда, причиненного здоровью.

38. У потерпевшей Н., 17 лет без психических расстройств после изнасилования развился реактивный психоз. Возможные варианты экспертных решений

1) в криминальной ситуации была беспомощна, может давать показания, процессуально недееспособна;
2) в криминальной ситуации не была беспомощна, может давать показания о внешних сторонах событий, процессуально недееспособна;
3) в криминальной ситуации не была беспомощна, может давать показания, процессуально дееспособна;
4) в криминальной ситуации не была беспомощна, не может давать показания, процессуально недееспособна. +

39. Укажите критерии оценки степени тяжести «вреда здоровью»

1) длительность и характер противоправных действий;
2) длительность расстройства здоровья;
3) опасность для жизни в момент причинения и стойкость утраты трудоспособности;
4) опасность для жизни в момент причинения, стойкость утраты трудоспособности, длительность расстройства здоровья; +
5) стойкость утраты трудоспособности.

40. Формулой юридического критерия неспособности свидетеля и потерпевшего давать показания является

1) неспособность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими;
2) неспособность понимать характер и значение противоправных действий и оказывать сопротивление правонарушителю;
3) неспособность понимать характер и значение совершаемых действий и давать о них показания;
4) неспособность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. +

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Secured By miniOrange