Тест НМО с ответами по теме “Психология и психотерапия семьи с наркологическим заболеванием”

Представляем Вашему вниманию тест портала НМО (непрерывного медицинского образования) по теме «Психология и психотерапия семьи с наркологическим заболеванием» (2 ЗЕТ) с ответами по алфавиту. Данный тест с ответами по теме «Психология и психотерапия семьи с наркологическим заболеванием» (2 ЗЕТ) позволит Вам успешно подготовиться к итоговой аттестации по направлению «Психиатрия-наркология».


Семейной ролью называется форма проявления личности в условиях семьи. Носитель роли характеризуется когнициями, чувствами, поведением в отношениях с другими членами семьи. Ранним диалогом называют дородовое общение с будущим ребенком. В нем принимают участие оба родителя. Ранний диалог помогает в осознании факта беременности и принятии родительских ролей. Психотерапевтической мишенью в работе с гомосексуальными парами является выявление и коррекция характера коммуникации между партнерами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

1. Автором методики «генограмма семьи» является

1) Берт Хеллингер;
2) Вирджиния Сатир;
3) Мюррей Боуэн; +
4) Том Андерсен.



2. Ассортативность тесно связана с вопросами семейного функционирования и сохранения семейных отношений

1) выживания института семьи, когда он претерпевает угрозу распада;
2) при совместном употреблении алкоголя /наркотиков обеими супругами (так называемый супружеский алкоголизм); +
3) развитие «созависимости» при злоупотреблении алкоголем/наркотиками одним из супругов; +

4) снижением риска заболеваемости болезнями зависимостей у потомства.

3. В семьях детей, родители которых злоупотребляют алкоголем и/или наркотиками, косвенной «группой поддержки» девиантного поведения могут чаще служить

1) бабушки и дедушки;
2) девиантная группа сверстников; +
3) работники полиции;
4) учителя.

4. Ведущая роль семьи в возникновении психотравмирующих переживаний обусловлена

1) важностью роли семейных отношений в системе взаимоотношений личности; +
2) личностными особенностями, настроенных на создание «идеала» семьи индивидов;
3) многосторонностью семейных взаимоотношений и их тесной взаимосвязанностью; +
4) особой открытостью и, следовательно, уязвимостью каждого члена семьи; +

5) хозяйственно – материальными связями между членами семьи.

5. Генограммой семьи называется

1) форма графического отображения картины функционирования отдельного члена семьи, как внутри семейной системы, так и вне ее;
2) форма графического отображения семейного взаимодействия, на которой записывается информация как минимум о двоих членах семьи;
3) форма полной и целост­ной картины функционирования семьи на всех уровнях: индивидуальном, мик­ро-, макро- и мегасистемном;
4) форма семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. +

6. Дисгармоничные семьи, в которых есть “носитель дезадаптивного поведения”, могут характеризоваться

1) блокированием негативных интеракций между членами семьи; +
2) закрытием внешних границ;+
3) игнорированием проблемы на системном уровне; +

4) конструктивным подходом к решению внутрисемейных конфликтов;
5) открытостью внешних границ.

7. Идентификацией называют

1) внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д.;
2) особый вид эмоционально-волевого целенаправленного неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
3) произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации;
4) эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами. +

8. Импринтингом называют

1) влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем;
2) особый вид эмоционально-волевого целенаправленного” неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
3) фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов; +
4) эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

9. К особенностям, характеризующим семьи наркозависимых подростков, не относятся

1) амбивалентность в отношении к членам семьи самого наркозависимого;
2) инфантилизм семейной системы;
3) размытые семейные границы;
4) трудность вовлечения семьи в программу лечения. +

10. К проблемным особенностям детско-родительских отношений, способствующим формированию у подростков аддиктивных форм поведения, относятся

1) воспитание в неполной семье;
2) демонстрация со стороны родителей явногопредпочтения одному из детей; +
3) зависимость родителей от детей в плане моральной, психологической поддержки; +

4) запрещение открытого выражения чувств;+
5) игнорирование проявлений эмоциональных переживаний у детей; +
6) пассивность или бессилие одного из родителей в ситуации, когда ребенок подвергается проявлениям агрессии; +

7) эмоциональная открытость.

11. Какой характер воспитания способствует формированию семейного мифа, формированию жесткой структуры, блокирующей развитие семьи?

1) авторитарный характер воспитания; +
2) гармоничное воспитание;
3) интегральная модель воспитания;
4) стимульная модель воспитания.

12. Краткосрочная бифокальная модель семейно-групповой психотерапии реализуется в

1) пять этапов;
2) три этапа;
3) четыре этапа; +
4) шесть этапов.

13. Назовите вершины «треугольника Карпмана»

1) враг;
2) жертва; +
3) преследователь; +
4) спаситель. +

14. Назовите главный метод преодоления созависимости

1) групповая психотерапия, после индивидуальной консультации; +
2) индивидуальная психотерапия, после групповой работы с семьей;
3) только групповая работа, исключающая предварительное индивидуальное консультирование, с целью представления семьи как единого целого, а не совокупности отдельных индивидов;
4) только индивидуальная психотерапия с каждым из членов семьи, категорически исключающая групповую работу, как психотравмирующую.

15. Назовите лиц, подверженных созависимости

1) лица, выросшие в эмоционально репрессивных семьях; +
2) лица, имеющие одного или обоих родителей, страдающих зависимостью; +
3) лица, находящиеся в браке или любовных отношениях с зависимым (алкоголиком, наркоманом или токсикоманом); +

4) лица, совместно употребляющие ПАВ с зависимым;
5) родители, взрослые братья и сестры больного. +

16. Назовите типы созависимых родителей

1) критикующий; +
2) отстраненный; +
3) сверхопекающий; +

4) сдержанный;
5) требовательный; +
6) эмоциональный.

17. Необходимость вовлечения семьи при лечении наркотической зависимости продиктована следующими факторами

1) больной наркоманией выполняет определенную функцию внутри семьи; +
2) семья несет юридическую ответственность за выздоровление наркозависимого;
3) семья является важным ресурсом становления ремиссии; +
4) это единственный эффективный метод лечения больного наркоманией.

18. Нуклеарной частью семьи называют

1) представителей всего рода, к которому относится семья;
2) проживающих в одном месте членов семьи;
3) родителей и детей; +
4) родителей, детей, бабушек и дедушек.

19. Обстоятельствами, при которых брак не может быть расторгнут по инициативе мужа, является

1) беременность жены, а также временной промежуток в течение года с момента рождения ребенка; +
2) если супруги не оформили развод надлежащим образом, но проживают отдельно и фактически прекратили свои отношения;
3) наличие пункта о недопустимости развода в брачном контракте;
4) тяжелая болезнь одного из супругов в терминальной стадии.

20. Основная характеристика функциональной семьи

1) высокая степень удовлетворенности потребностей, как каждого из индивидов, входящих в ее состав, так и системы в целом; +
2) отсутствием в ней лиц с зависимостью от пав;
3) полезность каккаждого из ее индивидов, так и всей семейной системы,как ячейки общества;
4) практичный подход к обеспечению жизнедеятельности в ней.

21. Основная цель методики «геносоциограмма»

1) получение полной и целостной картины функционирования семьи на всех уровнях: индивидуальном, мик­ро-, макро- и мегасистемном; +
2) получение полной и целостной картины функционирования отдельного члена семьи, как внутри семейной системы, так и вне ее;
3) получение полной и целостной картины функционирования членов семьи вне семейной системы, с целью установления влияния внесемейных факторов на семейную систему;
4) получение полной и целостной картины функционирования членов семьи внутри семейной системы.

22. Основными законами, по которым происходит функционирование семьи, как системы, являются

1) закон гомеостаза; +
2) закон лидерства;
3) закон полезности;
4) закон развития. +

23. Особенности социализации в современном обществе, в сравнении с традиционным

1) консервативности в выборе профессии;
2) множественность и взаимозаменяемость агентов социализации, с большей вероятностью приводящей к «ролевому конфликту»; +
3) подменой традиционных социальных ценностей «суррогатными», навязанными сми;
4) социальная мобильность носит вероятностный и поливариантный характер. +

24. Подражанием называют

1) внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д.;
2) особый вид эмоционально-волевого целенаправленного неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
3) произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации; +
4) эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

25. Преобладающее влияние на формирование копинг-стиля наркозависимых подростков оказывает копинг-поведение

1) всех членов семьи; +
2) женщин семьи;
3) мужчин семьи;
4) сверстников.

26. При симбиотических связях семейные конфликты имеют следующие особенности

1) редки, существуют как механизм структурных перестроек в связи с развитием семьи;
2) скрытые заблокированные конфликты;
3) частые эмоционально насыщенные, существуют как способ снятия эмоционального напряжения, не ведут к структурным изменениям; +
4) частые, приводящие, ведущие к постоянной реструктуризации семейных отношений.

27. Процент браков, заканчивающихся разводами, на территории РФ колеблется около цифры

1) 30%;
2) 40%; +
3) 55%;
4) 67%.

28. Психотерапевтической мишенью в работе с гомосексуальными парами является

1) выявление и коррекция характера коммуникации между партнерами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях; +
2) гомосексуализм, его причины и возможности изменения ориентации партнеров;
3) мотивация на ведение «правильного образа жизни»;
4) самооценка каждого из партнеров.

29. Психотерапевтической мишенью в работе с семьей, где один из супругов ВИЧ-инфицирован, является

1) взаимоотношения в семье до ВИЧ-инфицирования;
2) личная терапия каждого члена семьи; +
3) самооценка супругов; +
4) характер коммуникаций в семье на момент обращения за психотерапией. +

30. Психотерапевтической мишенью в работе с семьей, имеющей ВИЧ- инфицированного ребенка, является

1) взаимоотношения между отцом и матерью;
2) детско-родительские отношения;
3) самооценка каждого члена семьи;
4) характер коммуникации между членами семьи на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне. +

31. Психотравмирующим переживанием называют

1) негативные переживания, которые возникают только в силу резкости и внезапности воздействия на психику и влияют на личность индивида;
2) неприятные ситуация, бытового характера, которые в силу периодичности влияют негативно на личность индивида;
3) переживания, вызванные эндогенными и экзогенными причинами, которые влияют на психику человека негативно;
4) состояние, сильно негативно воздействующее на личность в силу выраженности, длительности либо повторяемости, крайне значимое для индивида. +

32. Ранним диалогом называют

1) диалог между родителями и детьми в раннем возрасте об их семейном будущем;
2) добрачное общение с будущим супругом. В нем принимают участие оба партнера. Ранний диалог помогает в осознании факта свадьбы и принятии брачных ролей;
3) дородовое общение с будущим ребенком. В нем принимают участие оба родителя. Ранний диалог помогает в осознании факта беременности и принятии родительских ролей. +

33. Референтными группами называют

1) группы, которые не вызывают у индивида эмоционально значимых симпатий и антипатий, нормы и ценности этих групп индивиду безразличны;
2) группы, на которые индивид ориентируется в своем поведении, норм и ценностей которых придерживается; +
3) группы, от которых индивид дистанцируется в своем поведении, нормы и ценности этих групп им отторгаются;
4) группы, с которыми индивид вынужден сталкиваться в повседневной жизни, нормы и ценности которых им учитываются в той или иной степени, вне зависимости от симпатий и антипатий.

34. Рефлексией называют

1) внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д.; +
2) особый вид эмоционально-волевого целенаправленного” неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
3) произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации;
4) эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

35. С точки зрения психодинамического подхода, объектные отношения можно представить, как

1) связи человека с другими людьми, основанные на схожести с семейными связями;
2) связи человека с другими людьми, основанные на удовлетворении базовых потребностей;
3) эмоциональные связи человека с другими людьми, основанные на интеграции других индивидов в свою семью;
4) эмоциональные связи человека с другими, основанные на явлениях интеграции любви и ненависти. +

36. Семейной ролью называется

1) форма взаимодействия между членами семьи, регламентируемую общественными отношениями. Носитель роли характеризует себя в соответствии с ожиданиями общества;
2) форма проявления личности в условиях семьи. Носитель роли характеризуется когнициями, чувствами, поведением в отношениях с другими членами семьи; +
3) форма проявления личности во взаимоотношениях с людьми, которая сформирована семьей. Носитель роли характеризуется когнициями, чувствами, поведением, в отношениях с другими членами семьи;
4) форма проявления личности, которая помогает создать человеку семью нужного типа. Носитель роли характеризуется когнициями, чувствами, поведением, помогающим ему найти подходящего партнера.

37. Семейным кодексом РФ, как «совместно нажитое имущество», определяются

1) доходы супругов от предпринимательской и трудовой деятельности; +
2) пенсии, пособия, иные денежные выплаты; +

3) приобретенные до брака ценные бумаги, недвижимость, доли в капитале, вклады, движимые вещи, паи и т.д.;
4) приобретенные до брака ценные бумаги, недвижимость, доли в капитале, вклады, движимые вещи, паи и т.д., если часть средств на их приобретение давало лицо, с которым в дальнейшем приобретатель состоял в браке;
5) приобретенные за время брака ценные бумаги, недвижимость, доли в капитале, вклады, движимые вещи, паи и т.д.; +
6) результаты интеллектуальной деятельности. +

38. Созависимостью называется

1) комплекс поведенческих, психических и физиологических проблем, которые выражаются в патологическойпотребности вовлекаться в зависимость, которой страдает один из членов семьи, партнер или близкий;
2) психическая, эмоциональная, поведенческая реакция, развившаяся в результате тягостного желания удовлетворять свою патологическую зависимость совместно с кем – либо;
3) психическое, эмоциональное, поведенческое состояние, развившееся в результате тягостного, часто непреодолимого желания у лиц с зависимостями, вовлечь в свою зависимость своих близких, не страдающих аддиктивным заболеванием;
4) эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате подверженности длительному стрессу и использования набора подавляющих правил, которые не позволяют, открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. +

39. Срыв психологической адаптации в семье, один из членов которой страдает наркологическим заболеванием происходит по нескольким сценариям

1) аддиктивному (с формированием «супружеской зависимости»); +
2) невротическому; +
3) психопатическому; +
4) соматоформно-психосоматическому; +

5) стабилизации семейной ситуации.

40. Степень выраженности эмоционального переживания по поводу неадекватного поведения нетрезвого родителя

1) в возрасте до 5 лет может не остаться в памяти, таким образом не вызывая стойкое негативное эмоциональное переживание;
2) в возрасте до 5 лет, может не остаться в памяти, но способно вызвать стойкое негативное эмоциональное переживание; +
3) увеличивается в подростковом возрасте, в силу пубертатного периода;
4) увеличивается с приобретением аналитических способностей.

41. Субкультурой называют

1) комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и другой группы; +
2) комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного региона проживания;
3) комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей, находящихся на низком культурном уровне;
4) комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей, увлеченных одним музыкальным стилем, произведениями искусства, носящих строго определенный стиль в одежде (панки, рейперы, металлисты и др.).

42. Техникой циркулярного интервью называют

1) непрямые вопросы, задаваемыев определенной последовательности разным членам семьи; +
2) прямые вопросы, задаваемые разным членам семьи;
3) техника активного слушания каждого из членов семьи;
4) техника интервью, при которой вопросы задаются по очереди каждому из членов семьи.

43. Феномен трансгенерации означает

1) включенность всех предшествующих поколений в семейную эмоциональную систему; +
2) горизонтальный переход эмоций между членами семьи;
3) перенаправление эмоций в семейной эмоциональной системе;
4) переход эмоций извне в семейную эмоциональную систему.

44. Что необходимо узнать во время первого контакта с семьей, по мнению Вирджинии Сатир?

1) глубину психотравм;
2) давность существования родительской подсистемы; +
3) дать оценку каждому из членов семьи;
4) состав семьи. +

45. Экзистенциальным нажимом называют

1) влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем; +
2) особый вид эмоционально-волевого целенаправленного” неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
3) фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов;
4) эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик!

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы, чтобы получить доступ к полному функционалу сайта.